Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

6. Начало

В апреле 1901, благодаря инициативе мастера Итосу, То-Тэ было включено в программу физического воспитания в Дзиндзо-Кото-Сё-Гако (Jinjo-Koto-Sho-Gako - Обычная начальная школа) города Сюри.

В 1902, Фунакоси вместе с другими мастерами участвовал в демонстрации То-Тэ для г-на Синтаро Одзава (Shintaro Ozawa) - управляющего школьным образованием префектуры Кагосима. Г-н Одзава был настолько впечатлен этим искусством и молодыми людьми, демонстрирующими его, что в 1903, разрешил открыть клубы То-Тэ в Сихан-Сю-Гако (Shihan-Shu-Gako – старое название Окинавского частного педагогического училища) и в Кенрицу-Дай-Ити-Сё-Гако (Kenritsu-Dai-Ichi- S hо-Gako - Первая начальная школа) города Сюри.

Из книги Г.Фунакоси "Каратэ-До-Ньюмон": "Начиная с 1891, в городе Сюри, при начальной школе Дзиндзо-Кото-Сё-Гако действовал клуб изучения То-Тэ. Школы на Окинаве открылись достаточно недавно, поэтому ученики могли быть весьма великовозрастными, например, первоклассник 20лет был тогда не редкостью. Когда в Японии ввели армию на призывной основе, был издан указ о создании медицинской комиссии для призывников. Врачи из призывной медицинской комиссии отметили факт, что ученики, занимавшиеся То-Тэ, обладали лучшими для армии физическими данными. Это стало темой для обсуждения, в результате чего, управляющий школьным образованием префектуры Кагосима г-н Синтаро Огава пригласил мастера Итосу с его учениками на встречу управляющих школ. На этой встрече ученики мастера Итосу продемонстрировали свои навыки. Г-н Огава был потрясен их мастерством. Он написал об этом отчет в Министерство образования, в котором отметил ценность боевого искусства То-Тэ в деле воспитания подрастающего поколения. Министерство образования должным образом оценило достоинства То-Тэ и включило его в обязательную программу школьного физического воспитания Первой начальной школы города Сюри и Окинавского юношеского кадетского корпуса.».

Большинство японской молодежи уже со школьной скамьи воспитывалось в духе беззаветной преданности императору и гордости за императорскую армию. Из сочинения школьника того времени: "Я хочу стать солдатом и убивать врагов. Я отрублю им головы и преподнесу их императору. Я стану великим воином, как генерал Иэнага...".


Илл.11 – Школьники
Такие настроения можно объяснить почти постоянным состоянием войны. Войны велись каждые 10 лет, и всякий раз в армию призывались вчерашние мальчишки. В 1903, рассказы об отваге, доблести и презрении к смерти включались в учебники даже для младших школьников. Например, один из рассказов назывался "Такэо идет в армию". Такэо: "Отец, мысль о службе моей стране переполняет меня гордостью и счастьем. Я овладею военным искусством, и когда начнется война, я без сожалений отдам свою жизнь". Отец: "Да, сын, таким ты и должен быть, воинственным и отважным. Не страшись смерти, и не думай о нас. Ты должен быть всегда верен императорскому уставу солдат и матросов".

11 сентября 1904, с разрешения Министерства образования, была открыта группа То-Тэ при Курицу-Сёгё-Кото-Сю-Гако (Kuritsu-Shogyo-Koto- Shu -Gako – Высшее коммерческом училище) в городе Наха. В нем преподавал мастер Канрё Хигасионна.

Новый конфликт интересов в Китае и Маньчжурии привел к русско-японской войне 1904-1905 годов. Япония выиграла эту войну и увеличила свою территорию. Позднее Япония усилила свое влияние в Корее и присоединила ее в 1910 году. Эти военные успехи привели к небывалой милитаризации страны.

В августе 1905, ученик мастера Итосу, Тёмо Ханасиро, издал книгу Каратэ-Сёсу-Хен (Karate-Shoshu-Hen), в которой впервые название Каратэ было представлено в виде кандзи "Пустая рука".

С 1906, мастер Фунакоси участвует в показательных выступлениях То-Тэ на Окинаве. "В 1905/06, сразу же после русско-японской войны", - писал Фунакоси, - "я стал принимать участие в показательных выступлениях на Окинаве.". В них также участвовали мастера: Кенцу Ябу, Сейтё Токумура (Seicho Tokumura), Кенва Мабуни, Хороку Исикава (Horoku Ishikawa), Тётоку Кийян, Тёго Осокун, Тёки Мотобу, Тёмо Ханасиро, Моден Ябику, Канкен Тояма, Синпан Сирома (Shinpan Shiroma (Gusukuma), 1890-1954), Анбун Токуда, Канбун Уэти (Kanbun Uechi, 1877-1948). Демонстрации продолжались до 1914/15 года.».

В октябре 1907, Итосу написал письмо в Департамент образования префектуры Окинава, в котором привел доводы о необходимости изучения То-Тэ - То-Тэ-Дзю-Кун (Tode-Ju-Kun, Десять принципов То-Тэ), а также внес предложение о введении его в школы в качестве физической культуры. Инициатива Итосу привлекла внимание Министерства образования и Военного министерства. Предложение было удовлетворено и изучение То-Тэ стало обязательным для всех окинавских учащихся. В Педагогическом училище преподавал Ябу Кенцу, в Первой начальной школе города Сюри – Тёмо Ханасиро, в Техническом училище – Осиро Тёдзо, в других учебных заведениях преподавали Гитин Фунакоси, Анбун Токуда и Синпан Сирома.

В 1911, Дай-Ниппон-Бутоку-Кай учредила Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако (Профессиональная школа боевых искусств), предоставив работу ведущим мастерам, стала важным центром воспитания настоящих знатоков классических и современных воинских дисциплин.

В 1912, 1-ая императорская эскадра под командованием адмирала барона Дэва Сигето (Dewa Shigeto, 1855-1930) встала на стоянку в заливе Тюдзё (Накугусику) (Chujo, япон. - Nakugushiku) около города Сюри. Моряки неделю проживали в интернате Первой начальной школы города Сюри, поэтому у них была возможность видеть практику То-Тэ и учиться самим. Благодаря барону Дэва о То-Тэ заговорили в высших японских кругах.


Илл.12 – Адмирал, барон Сигето Дэва (в центре)

1912, смерть императора Мейдзи. Конец правления группировки Генро. Япония вступила в Первую мировую войну (1914-1918) на стороне Антанты, но ее противостояние германским войскам в Восточной Азии было минимальным, основные действия войны проходили в Европе. Новые идеи эпохи Тайсё («Великая справедливость», 1912-1926) стимулировали империалистические идеи. В 1916/17, были пересмотрены все учебники истории Японии. К этому времени Япония становится азиатским лидером с империалистической политикой. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными в 1920–ые годы, непопулярная Сибирская военная экспедиция (1918–1919), под давлением военного ведомства, вылилась в военное присутствие в Маньчжурии до 1922 года.

†1914, умер мастер Адзато Анко (1828-1914).

†26 января 1915, умер мастер Итосу Анко (1831-1915).

†Октябрь 1915, умер мастер Канрё Хигасионна (1853-1915).

7. То-Тэ в Японии


Илл.13 – Бутоку-Сай
В 1916, мастер Фунакоси, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать То-Тэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация То-Тэ в Японии. Каратэ-До-Ньюмон: «Несколько лет назад я отправился в Киото в Бутоку-Ден на Фестиваль боевых искусств Бутоку-Сай. То-Тэ числилось в разделе «Дзю-До». Я полюбопытствовал, кто еще принимает участие в фестивале. И что увидел? В программе были перечислены школы, о которых я никогда в жизни не слышал. Когда начались выступления, я чуть не потерял дар речи - это было что угодно, только не То-Тэ. Испытывая досаду, я извинился перед мастерами Бутоку-Сай. Ведь они только что принимали за То-Тэ то, что я просто не узнал.». Кроме То-Тэ, на этом фестивале состоялась первая официальная демонстрация окинавского Кобу-Дзюцу в Японии. Мастер Матаёси Синко (Matayoshi Shinko, 1888-1947) продемонстрировал Тунква-Дзюцу (T un k w a-Jutsu, (Тонфа)) и Кама-Дзюцу (Kama-Jutsu).

13 февраля 1918, образована ассоциация Окинава-То-Тэ-Кен-Кю-Кай (Okinawa-Tode-Ken-Kyu-Kai, Окинавская ассоциация изучения То-Тэ), объединявшая для совместных практик и обмена опытом мастеров Тётоку Кийян, Сирома Синпан, Кенва Мабуни, Тёки и Тёйю Мотобу.

В 1921, Фунакоси оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоси организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai - Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал ее председателем. В ассоциацию также вошли мастера Тёсин Тибана, Токуда Анбун, Осиро Тёдо, Токумура Сейтё и Хороку Исикава.

В 1921, мастер Мотобу переехал на Хонсю в Осака. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с целью распространения То-Тэ.


Илл.14 – Император Хирохито
6 марта 1921, императорская эскадра с наследным принцем Японии Хирохито (Hirohito, 1901-1989, 124-й император Японии. Японская монархия на сегодняшний день, является самой древней в мире.), по пути в Европу, бросила якорь в сюриском заливе Накагусику, и принц засвидетельствовал демонстрацию То-Тэ и Кобу-Дзюцу в большом зале замка Сюри.

Адмирал эсминца наследного принца Хирохито, Норикадзу Канна (Norikazu Kanna, он же Kenwa Kanna – один из создателей Гавайи-Каратэ-Сейнен-Кай (Seinen-Kai, http://seinenkai.com) был окинавцем. Он предложил будущему императору посмотреть То-Тэ и Кобу-До. Демонстрацию То-Тэ организовали мастера Мияги и Фунакоси. Кобу-Дзюцу демонстрировал мастер Матаёси Синко. Все это было отражено в официальном отчете японскому правительству. Каратэ-До-Ньюмон: «В 1921 году, принц по пути в Европу посетил Окинаву. Капитан корабля был родом из Окинавы. Думаю именно он предложил принцу посмотреть То-Тэ и Кобу-Дзюцу. Я был удостоин высокой чести принять участие в организации этой демонстрации. Позже мне передали, что принца восхитили несколько вещей: красота природы Окинавы, фонтан замка Сюри в виде дракона и местные боевые искусства.».

После выступления перед принцем, через год, весной 1922, мастеру Фунакоси, Монбасё (Monbasho – Министерство образования) предложило сделать доклад о То-Тэ в Высшем женском педагогическом училище. Опыт его предыдущей деятельности очень пригодился, он был хорошо подготовлен, изобразил схемы ката и представил фотографии, демонстрирующие приемы.

Той же весной 1922, многолетняя деятельность мастера, наконец, была отмечена правительством, и он был приглашен на Первую выставку Бу-До и физической культуры, организованную Министерством образования. Хотя, говорят, возможно, мастер Фунакоси написал письмо своему знакомому г-ну Сабуро Киндзё (Saburo Kinjo), и с помощью его рекомендации получил приглашение на участие в Выставке.

Первая выставка Бу-До и физической культуры проходила в течение недели в токийском районе Оканомидзу (Ochanomizu). Каратэ-До-Ньюмон: "В мае 1922, Министерство образования организовало, а главное, выделило деньги на Первую выставку Бу-До и физической культуры. Ее проводили в Оканомидзу. Мне, как председателю Окинава-Сёбу-Кай, Департамент образования префектуры Окинава предложил воспользоваться этой возможностью и представить наше местное искусство. Я стал готовиться к поездке. Я всегда считал себя посредственным оратором, поэтому размышлял, как рассказать об искусстве, о котором большинство японцев не имело ни малейшего представления. Решил, что возьму с собой фотографии кумитэ, приемы для рук и ног и крупные схемы ката. В столицу я приехал с тремя огромными стендами.». На Выставке мастер Фунакоси продемонстрировал формы То-Тэ, объяснил их принципы и показал три ката.

Во время Выставки, мастеру Фунакоси предложили провести демонстрацию в Кодо-Кан (расположенный тогда в районе Томисака (Tomisaka), непосредственно перед Дзигоро Кано (Jigaro Kano, 1860-1938) и его учениками. В Кодо-Кан, в качестве помощника, мастер Фунакоси пригласил 25-летнего окинавца Синкен (Макото) Гима (Shinken (Makoto) Gima, 1896-1989), учившегося в токийском университете Сёка-Дай-Гаку (Shoka-Dai-Gaku) и изучавшего То-Тэ у мастера Ябу Кенцу.


Илл.15 – Мастер Кенцу Ябу (1908)
Демонстрация в Кодо-Кан состоялась 17 мая 1922 года. Оба тотэки предполагали, что она пройдет перед несколькими преподавателями Дзю-До, и были потрясены, когда увидели аудиторию более 100 человек. На демонстрации Фунакоси показал ката Канку-Дай, а Гима – Найханти-Сёдан, также они продемонстрировали некоторые технические приемы. Вечером, после демонстрации, мастер Кано пригласил Фунакоси и Гима на тендон (tendon - рыба и рис), в течение ужина, он пел и шутил, чтобы гости могли чувствовать себя непринужденно.

В книге Каратэ-До-Ньюмон Г.Фунакоси писал: "Я планировал вернуться домой сразу после Выставки, но неожиданно в самый ее разгар работы мне принесли письмо от доктора Дзигоро Кано, знаменитого мастера Дзю-До. Он предлагал показать То-Тэ в Кодо-Кан. Я считал, что не достоин такой чести, и вежливо отказался, объяснив это необходимостью вернуться домой, но попросил разрешения посетить до-дзё великого мастера до своего отъезда. Он ответил: «Прошу вас встретиться со мной. Пожалуйста, подождите 2-3 дня. Я хочу, чтобы с вами увиделись все". Через три дня я пришел в Кодо-Кан, где встретился с лучшими мастерами Дзю-До. Их было около сотни. У меня не было учеников, которые могли бы помочь в выступлении. К счастью, в Токио оказался г-н Гима Синкин. Он согласился выступить со мной. Мы показали ката, которые так поразили зрителей, что нас просили повторить их несколько раз.".


Илл.16 – Мастер Гима Синкен
Мастер Гима, один из первых (1924) получивший 1 дан от мастера Фунакоси, писал об этой демонстрации: «Я мог публично продемонстрировать только Найханти. Я знал Пинан, но недостаточно их отработал. Мастер Фунакоси доверял только своему Кусанку. Тогда, мы предварительно решили, что я сделаю Найханти, а он - Кусанку. Позже он стал называть это ката Канку. Несомненно, это было его любимое ката и делал он его мастерски. Когда мы с г-ном Фунакоси вошли в Кодо-Кан, нас почтительно приветствовали не только семпаи (старшие ученики), но и мастера, включая самого г-на Дзигоро Кано. Кроме того, присутствовало более 80 авторитетных лиц из Томи-Синсоку (Tomi-Shinsoku) Кодо-Кан, а также более 100 человек, собравшихся посмотреть демонстрацию. Все это вызывало в нас благоговение, и мы, естественно, нервничали, так как в то время Кодо-Кан считался «меккой» японского Бу-До. Сенсей Кано старался, как можно больше узнать о То-Тэ и задавал такие детальные вопросы, что г-н Фунакоси, иногда, даже затруднялся ответить. Я думаю, что демонстрация в Кодо-Кан способствовала распространению То-Тэ в Японии. Признание мастером Кано То-Тэ означало, в свою очередь, признание его японским миром Бу-До.".

Из книги Каратэ-До-Ньюмон: "После выступлений началось обсуждение. Нас засыпали вопросами. Спрашивали все, и начинающие, и мастера. Позже остались одни семпаи. Сенсей Кано интересовался, сколько нужно времени, чтобы выучить ката. Я ответил, что - год, а то и больше. "Не смею вас просить задержаться здесь на такой срок", - сказал он, - "но мне бы хотелось, чтобы вы научили меня хотя бы 2-3 основным ката". Я был польщен и тронут просьбой великого учителя и мастера.".

Как известно в Дзю-До неударная техника, но мастер Кано ввел особый раздел Госин-Дзюцу. Возможно, мастер Кано при разработке Госин-Дзюцу заимствовал ударную технику Каратэ, но ввиду такого факта, основоположники Кодо-Кан подобного заимствования не признают. Все приемы они возводят к старым школам Дзю-Дзюцу, противопоставляя их «иностранному» Каратэ. Но проанализировав ате-вадза Госин-Дзюцу, можно легко выявить ее прямое родство с Каратэ. Как и в Каратэ, ате-вадза делится на технику рук (уде-ате) и ног (аси-ате). В уде-ате входят различные удары кулаком (кроме ударов тыльной стороной кулака), удары типа нукитэ и сюто, а также эмпи-вадза (техника ударов локтями). В аси-ате входят прямые удары ногами на разных уровнях вперед, назад и вбок. Сложных круговых ударов ногами в Госин-Дзюцу нет. Нет в ней сложных блоков и многочисленных стоек, как в Каратэ, то есть - это упрощенный вариант Каратэ. Техника ударов Дзю-До рассчитана, в основном, на отвлекающие действия, а не на поражающе воздействие, так как она предназначена в качестве вспомогательной, к броскам и захватам.


Илл.18 – Ран-Дори (свободная форма поединка) в Кодо-Кан (1913)
После демонстрации в Кодо-Кан, некоторые заинтересованные и весьма уважаемые люди предложили мастеру Фунакоси прочитать лекции и провести дополнительные демонстрации. Каратэ-До-Ньюмон: "Я начал давать уроки То-Тэ в до-дзё Кодо-Кан и в Тойяма (Военная академия). Прошло немного времени, и меня начали приглашать самые разные организации - Общество тяжелой атлетики, Спортивное общество, Клуб Табата (Председатель общественного клуба Табата (Tabata – "Тополь"), художник Хоан Косуги (Hoan Kоsugi, 1881-1964), был иллюстратором первых книг Фунакоси. Отдыхая на Окинаве, он впервые увидел То-Тэ, и очень им заинтересовался. В Токио Косуги встретился с Фунакоси и попросил его прочитать лекции в его клубе. Дружба Хоана Косуги с Фунакоси продолжалась до самой смерти. Художник Хоан Косуги является автором знаменитой эмблемы – "Тигр".). Брать уроки пожелало и семейство Сё (Sho – бывшая королевская семья Рюкю). Времени не хватало, но я старался сделать все, что могу, не пропустить ни одной встречи, успеть на все выступления и лекции. Постепенно количество желающих учиться увеличилось. Самые серьезные и упорные стали моими учениками на многие годы. Мне стали предлагать работу в университетах и училищах. Интерес был настолько велик, что стало понятно - скоро вернуться домой не удастся.".

Фунакоси написал письмо жене и после ее ответа с позволением, он решил остаться в Японии и выполнить то, что как чувствовал, было его судьбой - преподавать Каратэ в Японии.

Из воспоминаний мастера Гима: "После демонстрации в Кодо-Кан, состоялись публичные демонстрации Фунакоси в до-дзё Ягю-Рю Хеккицу-Кан (Hekkitsu-Kan, Yagyu-Ryu), в до-дзё Тайсо-Дзюку Нейхайдо (Neihaido, Taiso-Juku), а также в токийском доме бывших правителей Окинавы. Мы посещали дом профессора университета Кейё (Keio) г-на Синдзё Томари (Shinjo Tomari), который также стремился больше узнать о То-Тэ. Среди тех, кто нас поддерживал, были: мастер Дзигоро Кано, мастер Хиромити Накаяма (Hiromichi Nakayama или Хакудо (Hakudo), 1869-1958) – основатель Иай-До), вице-адмирал Ясиро Якуро (Yakuro Yashiro), барон Гото Симпей (Goto Shimpei) и т.д.».

 


Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

 

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.