Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

66. Раскол Сёто

К моменту, когда в 1957 умер мастер Фунакоси, мир Каратэ уже сильно изменился. Внутри Кё-Кай существовали некоторые трения и, как следствие, выход некоторых групп из нее. Каждая университетская группа имела некоторые различия в формах Сёто-Кан, и, например, при аттестации, зачастую возникали проблемы, если зачет принимали старшие ученики из другого университета. Из воспоминаний мастера Тайдзи Казе: «В 1949, я вместе с Дзётаро Такадзи из Тюё и Симамура (Shimamura) из Такусёку сдавал экзамен на 3 дан перед представителями от всех университетов. Это было невероятно сложно, так как между различными университетскими группами, которые практиковали тогда в Японии в 1930-40-ые годы и теми, кто служил далеко в Китае и в Маньчжурии, существовали большие технические различия. Например, когда мастер Масатоси Накаяма после войны возвратился в Японию, и увидел, что ученики делают ёко-гери, маваси-гери и т.д., он заявил, что это все что угодно, только не Сёто-Кан. Прошло достаточно много времени, прежде чем сам мастер Накаяма включил эти элементы в свои арсенал.».

В октябре 1965, в американском журнале Black Belt (A New Day in Karate) вышла интересная статья, которая проливает некоторый свет на проблемы раннего Кё-Кай. В ней рассказывалось о конкуренции между различными университетскими клубами «старых парней» (старшие ученики) и их различного видения Каратэ. Деятельность Кё-Кай контролировалась, в основном, людьми из клуба Такусёку - Накаяма, Масатомо Такадзи и Нисияма. Мастера из Такусёку имели прагматичный подход в отношении Каратэ. В отличие от них, например, Обата, Эгами и Сайго, которые были из обеспеченных семей, считали, что обучение Каратэ-До должно осуществляться на любительской (бесплатной) основе. Как вспоминал мастер Казе: «Мастер Эгами после войны вернулся домой, на Кюсю, чтобы заняться семейным бизнесом. Он был довольно преуспевающим человеком. Послевоенные годы были очень тяжелыми, а на его предприятии работало около 100 человек. Как только я узнал, что мастер Эгами начал преподавать в клубе Тюё, я сразу перешел к нему. Кроме того, на занятиях Эгами время от времени появлялся загадочный Тадао Окуяма - мастер уникальных навыков в Каратэ.».


Илл. 85 – Мастер Хирокадзу Канадзава
Открытие первой коммерческой школы Каратэ на киностудии, принадлежащей одному из инструкторов Кё-Кай в Ёцуйя, в Токио, ускорило этот процесс. Некоторые инструкторы Кё-Кай работали там полный рабочий день. Мастер Казе: «В до-дзё Ёцуйя преподавали, в основном, мастера Такусёку, которые испытывали трудности в университете Сенсю. Главным в до-дзё был мастер Масатоси Накаяма. Я присоединился к их работе и стал одним из главных директоров Кё-Кай. Мы разработали первые правила для соревнований. Меня назначили одним из главных инструкторов по подготовке, фактически, первого поколения международных инструкторов. С первыми тремя чемпионами Кё-Кай – Хирокадзу Канадзава (Hirokazu Kanazawa), Кейносуке Эноэда (Keinosuke Enoeda) и Нироси Сираи (Hiroshi Shirai), мы объехали почти весь мир, проводя демонстрации.».

В начале 1950-ых годов, протестуя против принципа платного обучения, университетские группы Васеда и Хосей вышли из Кё-Кай. В 1953/54, к ним присоединились группа Обата и клуб университета Кейё. Оставшиеся группы сформировали основу того, что мы теперь известно, как Кё-Кай. Эта группа, с деловым подходом, а именно – Масатоси Накаяма, Хидетака Нисияма, Терюки Окадзаки (Teryuki Okazaki) и Кимио Ито (Kimio Ito), имела более передовые взгляды на Каратэ, чем их современники, и именно их система стала самой распространенной формой Сёто-Кан. В 1956, они организовали первые курсы инструкторов Каратэ, одними из первых 3 выпускников которых стали – мастера Хирокадзу Канадзава, Такаюки Миками (Takayuki Mikami) и Суги Такура (Sugi Takura). Про Такура точно не известно, но Хирокадзу Канадзава и Такаюки Миками считаются выдающимися спортсменами. Эти первые выпускники выиграли все первые три всеяпонских чемпионата Кё-Кай. Самый первый чемпионат, в 1957, выигранный Канадзава, стал отсчетом новой эпохи Каратэ. Возможно это был не первый официальный турнир Каратэ, но именно он считается началом современного спортивного Каратэ.

67. Темные моменты Каратэ-До

Из книги мастера Генсин Хирониси «Каратэ Эгами»: «Наш учитель, основатель Сёто-Кай, умер 26 апреля 1957 года. На следующий день состоялось собрание, на котором обсуждалась ситуация, возникшая после его смерти. Кё-Кай отказывалась принимать участие в похоронах, если организатором этих похорон выступит кто-либо другой, кроме нее.

Такая позиция неприятно удивила нас. Это было неприемлемо, если принять во внимание одно из последних пожеланий Гико: «Похороны отца должны проводиться Сёто-Кай». Мастер Фунакоси, с 1936 года и до самой своей смерти, оставался в должности председателя и главного инструктора Сёто-Кай. Поэтому естественно, что похороны своего председателя и главного инструктора было обязанностью Сёто-Кай. В таком традиционном обществе, как японское, к желаниям наследника относятся с уважением, и требование Кё-Кай было отклонено, как неприемлемое.

К тому моменту Кё-Кай занимала достаточно прочные позиции в университетах Кейё, Такусёку и Хосей. Другие университеты Тюё, Ноко, Сейдзё, Гакусуин и Сенсю были более лояльны к Сёто-Кай. В университете Васеда внутренняя ситуация была противоречивой. Заведующий кафедрой физической культуры Васеда г-н Охама, как близкий друг мастера Фунакоси был обязан участвовать в похоронах, но с другой стороны, клуб Васеда придерживался позиции Кё-Кай. Поэтому Васеда с одной стороны, не мог бойкотировать похороны, в которых собирался принять участие г-н Охама, но, с другой стороны, придерживался мнения Кё-Кай. Поэтому на встрече представителей Сёто-Кай и Кё-Кай, они не высказывали своего мнения.

Встреча проходила в напряженной обстановке. Присутствовало около 50 человек. Я исполнял обязанности председателя. Г-н Эгами и представитель университета Тюё, Мотохиро Ямагизава (Motohiro Yamagisawa) пытались убедить Кё-Кай изменить свою позицию. Г-н Эгами в кратких и конкретных выражениях убеждал проявить уважение к Старому мастеру. Но представители Кё-Кай были непреклонны: «Если похороны не будут организованы Кё-Кай, мы не будем в них участвовать.». Их аргумент был в том, что мастер Фунакоси был не только председателем Сёто-Кай, но и почетным главным инструктором Кё-Кай.

После долгих часов обсуждения, мы приняли решение: «…Участие или не участие в организации похорон будет личным делом каждого…».

Как я уже говорил, я был председателем, поэтому не высказывал особых идей, за исключением позиции руководства Кё-Кай непризнания ката Тайкёку. Во время войны было опубликовано второе пересмотренное и дополненное издание книги мастера Фунакоси Дзохо-Каратэ-До-Кёхан. В приложении этой книги было представлено ката Тайкёку. Я обратил внимание на странный факт - Кё-Кай считает мастера Фунакоси своим почетным главным инструктором, но не признает его ката Тайкёку. (Кё-Кай начнет практиковать ката Тайкёку только с 1974 года.)

После этого собрания произошло то, что должно было произойти. В декабре того же, 1957, ко мне приехал г-н Накаяма, с котором у меня состоялся следующий разговор.

Г-н Накаяма: «Оставьте свои интриги и станьте членом Кё-Кай…»

На это предложение я ответил: «Прежде, чем приглашать меня в Кё-Кай сделайте два добрых дела: пойдите к семье Фунакоси и извинитесь. Иначе, как я могу стать членом организации, которая не пришла на похороны Старого мастера? И еще, официально признайте Тайкёку, и тогда я приму ваше предложение.».

Г-н Накаяма: «Ну, что ж, может быть вы и правы, но не будем это сейчас обсуждать. Вступайте в Кё-Кай и со временем мы рассмотрим ваши предложения.».

К моменту этого разговора Кё-Кай уже признало ката Тайкёку, но не практиковало его, и этого я не мог понять: «Послушайте, Накаяма, мы вместе учились и переживали трудные времена. Я надеюсь, вы меня понимаете. У вас есть ученики, и если люди упрекнут их: «Вы из организации, которая даже не присутствовала на похоронах мастера Фунакоси». Это заденет вас, не так ли? Пойдите в дом Фунакоси и извинитесь. Это формальность, но вы должны сделать это».

Это была моя последняя встреча с г-ном Накаяма.».

Другой мастер Тайдзи Казе, со его слов, присоединился к Кё-Кай после убедительных просьб мастера Нидетака Нисияма.

Кё-Кай – это только одно из направлений Сёто-Кан, о котором можно сказать, что в нем практикуется Каратэ, совершенно отличающееся от того, которое описано мастером Фунакоси в его первом издании книги Каратэ-До-Кёхан. Конечно, в некотором смысле, это закономерно; времена изменились и искусство должно развиваться дальше. Но, например, мастер Масатоси Накаяма, последний главный инструктор Кё-Кай, с 1932 по 1937 год был учеником мастера Фунакоси, так что его Каратэ, очевидно было основано на стиле Фунакоси. Изменения, которые мы можем видеть в Кё-Кай – это естественные события, которые произошли со временем и приходом следующего поколения инструкторов.

Современные ката, вышли, более или менее, из тех же форм, что показаны в книге Каратэ-До-Кёхан (1935). К этому времени, формы Сёто-Кан были уже достаточно сформированными, и все кто практикует их современные формы, оглядываются назад, на мастера Фунакоси, как на основателя. В конце жизни, он напишет в предисловии ко второму изданию Каратэ-До-Кёхан о своем разочаровании в том состоянии Каратэ, которое оказалось после войны.

Апрель 1958, Ассоциация Дай-Ниппон-Каратэ-До-Сёто-Кан переименована в Нихон-Каратэ-До-Сёто-Кай (Nihon-Karate-Do-Shoto-Kai).


Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.