Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

48. Отрицание Старого мастера

В спорте есть элемент времени,
В боевых искусствах - только мгновение.
Нету времени ждать...
Победа или проигрыш, жизнь или смерть?
Это решается в одно мгновение.
И жизнь или смерть в нем совершенно равны.
(Десимару Тайсен (Deshimaru Taisen), 1914 -1982)

Возвращаясь к первому изданию Каратэ-До-Кёхан (1935), можно заметить, что методы обучения мастера Гитин Фунакоси включали только практику ката, якусоку-кумитэ (спланированный бой) и работу с макивара, что в то время критиковалось некоторыми японскими мастерами. Но идею превращения Каратэ-До в спорт мастер Фунакоси категорически отрицал до конца своей жизни.

Однажды, в 1927, три ученика из клуба Сити-Токудо (Shichi-Tokudo), Нисабуро Мики (Nisaburo Miki), Бо (Bo) и Хираяма (Hirayama) решили, что одной практики ката недостаточно и начали проводить дзиу-кумитэ. В этих боя в полный контакт они использовали богу (защитное снаряжение Кен-До). Когда мастер Фунакоси узнал об этом, он счел это за неуважение к искусству Каратэ и прекратил посещать Сити-Токудо. Он объявил ученикам, что уход в сторону условно-показательного Каратэ приведет к потере сущности боевого духа этого искусства, а спортивные правила - к нарушению принципов искусства боя. Дух боевой нравственности – это никогда не бить первым. В условном Каратэ, понятие Сёбу (бой) заменяется на Сиай (соревнование), а принципы Буай-Синкен-Сёбу (смертельный бой) и Сеси-о-Тёэтсу (преодоление страха смерти) в сиай отсутствуют. Главный принцип - убить, заменяется на принцип - сдерживания атакующих действий врага. Мастер Фунакоси говорил: «Внутренняя природа покоится на трехсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая форма. «До», теряет свой естественный смысл, и Каратэ становится заурядным занятием.».


Обсудить публикацию на Форуме

49. Основа Сёто-Кан

Каждое направление Сёто-Кан пошло своим путем, но все они ссылаются на мастера Фунакоси, как основателя. Здесь важно замечание мастера Нанго (T. Nango), который преподает Каратэ более 30 лет и на чьи исследовательские труды по боевым искусствам ссылаются мастера в Японии: «... Честно говоря, сейчас нет ни одного направления Сёто-Кан, которое практиковало бы стиль Фунакоси. Используются только имена ката, данные Фунакоси, но не их содержание. Г-н Фунакоси создал Сёто-Кан, но интереснейший факт, что никто не практикует его стиль, никто... Уже в конце жизни, его ученики изменили его методику. Сёто-Кан был деформирован так, что его основы были почти полностью изменены. Я представляю какой это было для него драмой в конце жизни, констатируя, что почти все методы, которые он так старательно создавал, были утрачены.». (Т. Нанго, Путь постижения в Бу-До, издательство San-Ichi-Shoho, 1980, Токио). Замечание мастера Нанго веско, так как оно опирается на его знание стиля Фунакоси. То есть, можно с уверенностью сказать, что сегодняшний Сёто-Кан – это не тот стиль, который показан в первом издании мастера Фунакоси Каратэ-До-Кёхан (1935). Конечно, мир боевых искусств не может стоять на месте, но используя его книги и старые фотографии поучительно рассмотреть, как это происходило.

Мастер Фунакоси писал в Каратэ-До-Кёхан о классификации ката: «Ката, в основном, разделяются на две большие группы: Сёрей и Сёрин. Впечатляет, какую мощь и силу демонстрирует человек при выполнении ката стиля Сёрей. Также, всегда впечатляет человек, который стремительными, как полет птицы, жестами исполняет ката стиля Сёрин, демонстрируя блестящую скорость. Оба стиля развивают разум и тело и дополняют друг друга. У обоих стилей есть слабые и сильные стороны и те, кто изучает Каратэ, должны это учитывать и изучать оба стиля.».

В книге Каратэ-До-Ньюмон мастер Фунакоси дает более подробное сравнение стилей Сёрин-Рю и Сёрей-Рю: «Основой стиля Шан-У (Shang-Wu), созданного мастером Чан-сан-Фэн (Chang-san-Feng), является энергетическая практика на основе концепции Цы (Ки). Самые характерные стили, основанные на энергетической практике, это, например, Тай-Цы, Синь-И и Ба-Гуа. Движения в этих стилях обладают поражающей мощью. Стили Шао-Линь возможно основаны легендарным Тамо-Лао-Цзы (Tamo-Lao-Tsu – Бодхидхарма). Они имеют большой арсенал приемов для рук и ног, основанный на принципе «мягкое-жесткое», стремительные перемещения, включая - прыжки и падения, а также технику захватов.».

При описании стилей Сёрин-Рю и Сёрей-Рю в своих работах мастер Фунакоси использует термины китайских боевых искусств, при классификации стилей на внутренние – Нэй-Чиа (Nei-Chia) и на внешние – Вай-Чиа (Wai-Chia). Согласно книги Хеннинга (Henning, 1997), самое первое использование этих терминов при классификации китайских стилей на внутренние и внешние приведено в эпитафии, посвященной Ван-Чжэн-Нань (Wang-Zheng-Nan), написанной Хуан-Цзун-Си (Huang-Zong-Xi) примерно в 1669 году: «Стиль Шао-Линь знаменит своей ударной техникой. Но кроме него, существуют так называемые внутренние стили, которые используют определенную неподвижность для преодоления противника, причем нападающий может быть повержен лишь одним прикосновением.».

Вероятнее всего, классификация мастерами Итосу и Фунакоси основывается на более ранней аналогии разделения внутренних и внешних стилей китайских боевых искусств. К сожалению, использование этой аналогии для классификации ката на Сёрин-Рю и Сёрей-Рю привело к неточностям и некоторым заблуждениям. Известный историк боевых искусств Тецухиро Хокама (Hokama Tetsuhiro), также указывал на ошибки в классификации ката мастером Фунакоси (Хокама 1998). Но несмотря на это, данная классификация использовалась еще в течение ряда лет.


Илл. 61 – справа Мастер Тёдзун Мияги
Мастера Итосу и Фунакоси были не единственными, кто попытался классифицировать ката на стили Сёрин-Рю и Сёрей-Рю. Через 12 лет, после публикации первой книги мастера Фунакоси Рюкю Кенпо То-Тэ, основатель Годзю-Рю, мастер Мияги Тёдзун, издал книгу То-Тэ-Дзюцу-Гайсецу (Toudi-Jutsu-Gaisetsu – Описание методов То-Тэ-Дзюцу).

Характеристика мастера Мияги внешних и внутренних китайских стилей отличалась от Фунакоси: «Внутренние стили Удан (Wu-Dang – Уданские горы) отличает подчеркнутая мягкость и гибкость, методы защиты основаны на тактике уклонов. Внешние стили, главным образом, имеют технику, основанную на физической силе, поэтому они лучше всего подходят для рослых и сильных людей. Происхождение внешних стилей связано с храмом Шао-Линь, расположенному в районе Дэн-Фэн (Deng-Feng) китайской провинции Хэнань.». (МакКарти (McCarthy), 1999) Таким образом, характеристики внешних и внутренних китайских стилей мастеров Итосу и Фунакоси и Мияги различны. Мастера Итосу и Фунакоси считали, что Сёрин-Рю больше подходит для людей более легкого телосложения, а Сёрей-рю для более тяжелого. Причина такой разной трактовки до настоящего времени не выяснена.

Несмотря на различия в характеристиках мастера Фунакоси и Мияги, классификация Фунакоси была бесспорной до 1938 года, то есть до момента выхода книги Кобу-Кенпо-Каратэ-До-Ньюмон (Kobou-Kenpo-Karate-Do-Nyumon) основателя Сито-Рю, мастера Кенва Мабуни, написанной им в соавторстве с известным историком и писателем того времени Генва Накасоне. В этой книге мастер Мабуни указывал на свое несогласие с классификацией ката мастером Фунакоси на Сёрин-Рю и Сёрей-Рю. Мастер Мабуни указал на неуверенность трактовок мастером Фунакоси и в качества примера привел классификации некоторых ката, которые Фунакоси изменял в трех своих первых книгах.

Изменение классификации ката Вансю, Тинто и Дзюте мастером Фунакоси на Сёрин-Рю и Сёрей-Рю:

Рюкю-Кенпо-То-Тэ (1922) -
Сёрин-Рю: Пинан 1-5, Кусанку, Пассай,
Сёрей-Рю: Найханти 1-3, Сейсан, *Вансю, *Тинто, *Дзюте, Дзион

Рентан-Госин-То-Тэ-Дзюцу (1925) -
Сёрин-Рю: Пинан 1-5, Кусанку, Пассай, *Тинто, *Дзюте
Сёрей-Рю: Найханти 1-3, Сейсан, *Вансю, Дзион

Каратэ-До-Кёхан (1935) -
Сёрин-Рю: Пинан 1-5, Кусанку, Пассай, *Вансю, *Тинто
Сёрей-Рю: Найханти 1-3, Сейсан, *Дзюте, Дзион

Это говорит о том, что его классификация достаточно произвольна и, может быть, неточна. Это произошло либо из-за влияния идей Сёрей, либо они задуманы Фунакоси, как ката стиля Сёрей. Например, ката Текки, которое Фунакоси изучал у мастера Итосу, он определял как Сёрей. Это одно из принципиальных изменений ката китайского происхождения. Это ката принадлежало к Сёрин, но мастер Итосу изменил его. Ката Дзион соответствует Сёрин, а не Сёрей. Сейсан (Хангецу) и Дзюте считаются ката, в передаче которых имеются недостатки, так как в них недостает некоторых движений. Сейсан (Хангецу), вероятно, Фунакоси мог изучить только поверхностно. Некоторые считают, что Хангецу происходит от Сейсан из Сёрей, но две версии этого ката, которые дошли до наших дней, отличаются значительно и их классификация очень затруднена. Что касается ката Дзюте, то его передача еще неопределенней. Еще, один пример ошибочной классификации мастера Фунакоси – это ката Тинто. Этому ката характерна подвижность, поэтому в своей второй книге (1925) мастер Фунакоси исключил его из Сёрей и классифицировал, как Сёрин.

Мастер Мабуни утверждал, что на Окинаве не было классификации ката на Сёрин и Сёрей по аналогии с классификацией на внешние и внутренние стили китайских боевых искусств (Mabuni, 1938).

Серединная империя (Чжань-Го – одно из названий Китая) имело длительное и глубокое влияние на острова Окинавы. Китай почитался, как источник знаний, науки, культуры, литературы и конечно боевых искусств, поэтому такая классификация могла быть заимствована из Китая. В Китае самое первое упоминание разделения на внутренние и внешние стили датируется 1669 годом. К концу 19 – началу 20 века, все китайские стили классифицировались на внутренние или внешние (Henning, 1997). Это время совпадает с началом обучения Каратэ самого Фунакоси и его дальнейшим распространением в Японии. Согласно утверждения Хеннинга, понятия «мягкий» или «внутренний» применялось не в качестве общей характеристики стиля, а использовались для пояснения различий в отдельной технике. То же самое можно сказать и о ката, поскольку они не делятся ни на внутренние, ни на внешние, а отличаются лишь способом их выполнения. Может быть согласно устной традиции, мастер Фунакоси унаследовал эту классификацию от своего учителя Итосу, которую тот установил, создавая стандарты ката Каратэ.

В статье Сейпай-но-Кен-Кю (Seipai-no-Ken-Kyu – Анализ ката Сейпай, 1934), мастер Мабуни привел результаты собственного исследования Бубиси, согласно которым, понятие Сёрей-Рю, вероятно связано с Сёрей-Дзи-Рю (Shorei-Ji-Ryu) и Серин-Дзи-Рю (Shorin-Ji-Ryu), указанных в Бубиси, но он пришел к заключению, что они не подходят для классификации ката Каратэ. Сам мастер Мабуни классифицировал ката следующим образом:

Найханти 1-3, Пинан 1-5, Рохай 1-3, Кусанку 1-2, Пассай 1-2, Годзюсихо, Дзюте, Дзиин, Дзион, Тинто, Тинте и Вансю принадлежат к традиционным ката мастера Итосу.
Сантин, Тенсё, Сейсан, Сейентин, Сейпай, Сансеру, Супаринпей, Сотин, Сайфа и Курурунфа принадлежат к традиционным ката мастера Хигасионна.
Нисейси, Унсю и Сотин принадлежат к традиционным ката мастера Арагаки (Ниигаки).

В книгах другого известного мастера того времени Тёки Мотобу Окинава-Кенпо-То-Тэ-Дзюцу-Кумитэ (Okinawa-Kenpo-Toudi-Jutsu-Kumite, 1926) и Ватаси-но-Дзюцу-То-Тэ (Watashi-no-Toudi-Jutsu, 1932) ката были перечислены без всякой классификации.


Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую далее

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.