Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации


Публикации

•Публикации авторов сайта.
•Другие публикации. Переводы.
••История каратэ. Оглавление.

История, искусство и культура Японии

Другое интересное
    Чайная традиция

Ссылки



Данная работа представляет собой компиляцию сведений из различных источников, некоторые из которых переведены на русский язык впервые автором этой работы Еленой Федоровой. Хотя часть источников хорошо известны Российским любителям боевых искусств, в виде одного сборного документа эта информация появляется впервые.
*Примечание - Елена Степина.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ-ДО. МАСТЕР ФУНАКОСИ

Автор части переводов и составитель текста -
Елена Федорова (ELF).

1. Окинава

Слово «Окинава» - это японизированное окинавское слово «Одзинава», что значит «Место рыбной ловли короля». А «Рюкю» - от китайского «Люцю»; так в древности китайцы называли о.Тайвань (Малый Люцю) и о.Окинава (Большой Люцю). Так называлось и королевство Рюкю, возникшее на рубеже 14-15 веков. Окинава имеет общее в культурном и языковом плане с Японией, но из-за ее природных, исторических и культурных особенностей занимает особое место среди других регионов Японии. Можно говорить об особой культуре Окинавы, которая значительно отличается от Японии. Археологические раскопки показывают, что культура северной части Окинавы ближе к Японии, а южной – к Индонезии и Полинезии. Традиционно основные занятия - земледелие, животноводство и рыболовство. Здесь издавна разводят крупный рогатый скот, свиней и коз, что раньше было нехарактерно для Японии, но распространено в Юго-Восточной Азии.

В префектуру Окинава входит 161 остров (48 населенных и 113 необитаемых); ее площадь - более 22 тысяч кв. км (вся Япония около 380 тысяч кв. км). Острова Окинавы протянулись в Тихом океане примерно на 1500 км от южной оконечности о.Кюсю до о.Тайвань, и в Японии называются Нансей - Юго-Западные острова. Они делятся на две части: северную и южную. Северная часть называется Сацунан и состоит из архипелагов - Осуми, Токара и Амами. Южная часть состоит из центрального архипелага Рюкю и двух южных - Сакисима и Сенкаку. Острова Сацунан входят в префектуру Кагосима, охватывающую юг о.Кюсю. Три архипелага - Окинава, Сакисима и Сенкаку - в префектуру Окинава (столица - Наха).

Окинава – самый южный японский регион, расположенный примерно на той же широте, что и Каир или Дели. Благодаря теплому течению Куросао, на Окинаве влажный субтропический океанский климат с частыми дождями. Летом здесь жара, зимой температура не опускается ниже 10 градусов, а воды - ниже 20. Мощные течения около островов очень коварны и могут унести неосторожного пловца и даже лодку далеко в океан. На Рюкю - длинное лето и короткая зима, поэтому местные жители говорят, что нет весны и осени. Такой климат отличается от Японии, где четкая смена четырех времен года стала важнейшим фактором традиционной культуры. Сезон дождей на Окинаве (май-июнь) начинается на один месяц раньше, чем в Японии. Когда дождей мало, начинается засуха, потому что тонкий слой почвы и пористый известняк не удерживают влагу. На маленьких островках нет рек, и основным источником пресной воды стали глубокие колодцы, что сформировало особый культ колодцев и водных божеств. С июля по октябрь на острова регулярно обрушиваются тайфуны с муссонными дождями. В это время тропические циклоны, сформировавшиеся в юго-восточных морях, минимум 7-8 раз перерастают в тайфуны со скоростью ветра более 17 м в секунду. С декабря по февраль - сезон зимних ветров.

На Окинаве острова двух типов. Первые возникли в результате вулканической деятельности, на них есть достаточно высокие горы (500-1000 м). Ко второму типу относятся довольно плоские острова на основе коралловых рифов с невысокими холмами, которые, тем не менее, также называются «горами» (яма). Такой ландшафт имеет свои последствия для жизни, хозяйственной деятельности, культов и верований местных жителей. Так, мощные тайфуны и цунами подчас уничтожали целые деревни на плоских коралловых островах. На одном из островов объектом поклонения стала огромная скала (высота 12,5 м, окружность 60 м) заброшенная в 1771 году цунами на берег.

Горы Окинавы покрыты в основном лавровыми лесами, широколистными и вечнозелеными, что характерно также для южной части Японии. Из Юго-Восточной Азии на острова Рюкю проникла растительность, характерная для островов Тихого океана - пальмы, мангровые заросли и пр. На коралловых островах Рюкю леса нет, поэтому все старые сооружения - из кораллового камня.

Острова, входящие в отдельные архипелаги Окинавы, как правило, находятся в пределах видимости или возможности добраться на лодке за световой день; разная степень изоляции островов и многочисленные миграции обусловили культурное многообразие. Жители Рюкю говорили на рюкюских диалектах японского языка, но японцы совершенно не понимали окинавцев. При этом из-за взаимной удаленности архипелагов Рюкю, они сильно отличаются друг от друга по языку и культуре - так, что их жители зачастую не понимали друг друга. Более того, есть большие различия между островами внутри каждого архипелага и даже между деревнями на одном острове. Языком межостровного общения стал диалект Сюри - главного острова Окинава; на нем записаны литературные произведения, например, древние окинавские песнопения. Сейчас на Рюкю получил распространение японский язык. На диалектах говорят только старые жители из глухих деревень.

2. Что предшествовало Каратэ в истории Окинавы

Во времена японского феодализма, положение Окинавы было двусмысленным и сложным. Архипелаг Рюкю с 1609 года был под управлением японского клана Сацума (Satsuma), при этом королевская семья Рюкю, имевшая происхождение по линии китайских императоров, продолжала существовать до 1879 года. Эта двойная политическая структура позволяла рюкюсцам торговать с Китаем, так как в феодальной Японии существовал строгий запрет на любые отношения с иностранцами.

В 1879 году королевская семья Рюкю была низложена, а сам Рюкю присоединен к Японии и переименован в префектуру Окинава. В 1880 году на Окинаве, так же, как по всей Японии, стали открываться начальные школы, лицеи и обычные гимназии.


Илл. 2 – Флаг королевства Рюкю до 1875
Конец 19 века для жителей островов стал периодом повторного определения, который был связан с целями насильственной японизации Окинавы. Окинавцы относятся к представителям японской народности, но культура Китая глубоко впиталась в их образ жизни. Особенно жесткой японизация подвергались солдаты, происходящие из Окинавы. В течение не только китайско-японской и русско-японской войн, но и во время Второй мировой войны, жителям Окинавы навязывались идеи милитаристской Японии. Конец Второй мировой войны, когда вся Японии и острова Окинавы были заняты американцами, был отмечен драматическими случаями коллективных самоубийств.

Илл.3 – Занятия физкультурой в
японской армии, 1900
В 1868 году в результате буржуазной революции Мейдзи рухнуло трехвековое правление сёгунов Токугава. Сословная система была ликвидирована. Япония развернула процесс модернизации, направленный на сокращение отставания, прежде всего технологического, от Запада. В результате Бу-Дзюцу (традиционные боевые искусства) оказались в чрезвычайно сложном положении. Во-первых, с исчезновением самурайского сословия они утратили свою социальную базу. Во-вторых, техническое перевооружение и реформа армии на западный манер превратила многие Бу-Дзюцу в ненужные пережитки, которые в то время не воспринимались даже как культурное наследие. Возникла необходимость в реформе Бу-Дзюцу, которая позволила хотя бы некоторым из них продолжить свое существование.

3. Семья

Гитин Фунакоси родился 24 апреля 1868 года (1 год эпохи Мейдзи – «Просвещение», 1868-1912) в районе Ямакава-Сё (Yamakawa-Shо, с 1992 - Iwai) города Сюри. Ямакава-Сё располагалась на холмах с западной стороны от замка Сюри. Это было типичное призамковое поселение, в котором проживало несколько сотен жителей.

Он происходил из благородной семьи, принадлежавшей сословию сидзоку (shizoku - окинавский эквивалент японского сословия самураев). Социальная иерархия Окинавы в феодальные времена была иной, чем в Японии. Высший ранг был представлен королем и членами его семейства. Затем шло привилегированное сословие сидзоку (shizoku – букв. – представитель побочного рода).

На Окинаве рангу японских самураев соответствовали:

  • Тикудун (Chikudun (букв. – ранг, чиновник);
  • Тикудун Петин (Chikudun Pеchin);
  • Сатунуси (Satunushi);
  • Сатунуси Петин (Satunushi Pеchin);
  • Петин (Pеchin)

Рангу японских даймё соответствовали:

  • Ояката (Oyakata – владелец деревни);
  • Андзи (Anji - князь, маркиз);
  • Одзи (Oji - принц и другие близкие родственники короля).

Самый низкий социальный класс - простые люди назывались хеймин (heimin), которые были, главным образом, крестьянами и рыбаками.

В 1867 году в Японии произошла реставрация власти императора, начался период радикальных изменений. Была отменена система сословий. Самураи лишились своих наследных привилегий и традиционных источников дохода. Официальное присоединение Окинавы к Японии в 1872 году распространило на нее действие японских законов. Японские самураи, уволенные со службы, получили пожизненную пенсию, а на Окинаве пенсии были назначены только крупным аристократам. Положение на острове было очень тяжелым. По данным 1894 года на Окинаве проживало примерно 14,000 семейств, более половины из которых были сидзоку. С ликвидацией королевства Рюкю и созданием 13 марта 1879 годапрефектуры Окинава, сидзоку лишились своей службы. В результате они превратились в нищих, без денег и иной деятельности.

Отец, Томинокоси Гису (Tominokоshi Gisu), и дядя Гитин считались мастерами Бо-Дзюцу. Гитин Фунакоши писал в «Каратэ-До-Ньюмон»: «Мой отец был высоким и красивым человеком. Он был мастером Бо-Дзюцу, хорошо пел и танцевал. (Известно, что окинавский мастер Суйёси Дзино (Sueyoshi Jino, 1846-1920 г.г.) обучался Бо-Дзюцу у дяди Гитина.) Он занимал небольшую должность, но когда лишился работы, постепенно растратил все состояние своего отца – моего деда Гифуку. Мой дед Гифуку был человеком глубоко образованным.» Гитин рос под присмотром деда, Томинокоси Гифу (Tominokоshi Gifu), который был знатоком китайской и японской классической литературы, мастером каллиграфии, стихосложения, адептом конфуцианского учения.


Илл. 4 – Те-Гуми на Окинаве)
Гитин в детстве не отличался хорошим здоровьем. Он писал в «Каратэ-До-Ньюмон»: «Как большинство моих сверстников, я увлекался окинавской борьбой Те-Гуми (Te-Gumi). Но так как в детстве я был физическим очень слабым, то часто проигрывал и расстраивался по этому поводу.».

Доктор Токасики (Tokashiki), лечивший мальчика разными травяными средствами, рекомендовал в целях укрепления его здоровья заниматься То-Тэ. В «Каратэ-До-Ньюмон» Г.Фунакоси пишет: «От одного моего одноклассника я узнал, что его отец мастер То-Тэ. И я попросил своего отца разрешить мне заниматься у него. Отец согласился, надеясь, что это укрепит мое здоровье. Так, в возрасте 15 лет, я пришел к мастеру Адзато, одному из самых знаменитых мастеров Сёрин-Рю. Кроме меня у мастера Адзато была еще пара учеников - Тёго Осокун (он же - Chogo/Chodo/Zenei/Choujyo Osokun/Ogusuku/Ogosuku/Oshiro, 1887/88-1934/35/39?, кроме того он мастер Бо-Дзюцу) и Канкен Тояма (окинав. - Оядамари) (Kanken Toyama (Oyadamari), 1888-1966)». Мастер Адзато был знатным землевладельцем из семейства Тоноки, второго по значению после королевского семейства Удун (Udon Yoshimura (Chomei), китайск. – Sho-Shirei, 1830-1898) на Окинаве (к Удун принадлежала семья Мотобу).

Фото 5 – Школьники
Под руководством мастера Адзато Гитин изучал не только То-Тэ, но и китайскую и японскую классическую литературу, а также постигал конфуцианскую диалектику. В «Каратэ-До-Итиро» (1956) он пишет: «Раньше в самурайских семьях было принято обмениваться детьми, чтобы вырастить из них людей в соответствии с их положением. Будучи близким приятелем сына, мастер Адзато относился ко мне, как ко второму сыну, поэтому он всегда был очень откровенен со мной. Он рассказал мне даосскую мудрость о проблемах отца, объясняя почему так трудно учить собственного сына. Ведь к чужим детям отношение, как правило, более объективное и строгое. «Поэтому я буду учить тебя», - он сказал мне, - «а ты, в свою очередь, все, чему научишься, будешь передавать своему другу – моему сыну». Я был удостоен такой огромной чести, что отказаться просто не мог.»

В Японии не меньшим уважением, чем отец, пользовался учитель молодого самурая. Авторитет наставника был очень высок, его приказы выполнялись беспрекословно. Японская пословица гласит: «Родитель тот, кто произвел меня на свет, учитель тот, кто делает меня человеком». В другой поговорке: «Твой отец и мать подобны Небу и Земле, твой учитель и господин - Солнцу и Луне». Духовная услуга учителя (часто священника) в воспитании считалась неоценимой. За воспитание человека нельзя было дать материальное вознаграждение, так как нельзя измерить неосязаемое и неизмеримое, за него следовало бесконечно почитать и превозносить своего учителя. Воспитание детей состояло из Мон-До (Mon-Do) – беседы с учителем, в которых обычно рассказывались нравоучительные истории конфуцианского характера. Такого рода назидательные беседы служили руководством к практическому действию, являлись своеобразными сводами моральных правил.

Благодаря авторитету своего учителя Адзато, Гитин мог учиться у многих великих мастеров того времени:

* Мастер Анко Сису (Anko Shishu); он же - Ясуцуне Итосу (Yasutsune Itosu, 1830-1915) - ката: Итосу-но-Пассай, Пинан 1-5, Найханти 1-3, Тинто, Тинте, Кусанку 1-2, Дзион, Дзюте, Рохай 1-3.

* Мастер Петин Танме Сакихара Киуна (Tanme Sakihara Kiyuna Pechin, главный ученик Сокон Мацумура: он же - Тюнна Танме (Chunna Tanme); он же – Тидзи Кун Буси (Tiji Kun Bushi), 1845-1920) – ката: Пассай, Кусанку.

* Мастер Сокон (Буси) Мацумура (Sokоn (Bushi) Matsumura, он же - Sofuku (китай. – Bu-Sei-Tatsu/Wu-Cheng-Da), 1796/97/98/1800/06/09?-1889) - ката: Найханти 1-2, Ананко, Мацумура-но-Сейсан, Мацумура-но-Пассай, Пинан, Кусанку, Тинте, Тинто, Годзюсихо, Хакуцуру.

* Мастер Ниингаки ((Niigaki); он же - Сейсё Арагаки (Seisho Aragaki), он же – Тикудун-но-Петин Кама-Тэ-Ути Цудзи (Chikudun-no-Pechin Kama-De-Uchu Tsuji, где Кама-Тэ – это «руки-серп» из-за любимого ката Унсю); он же – Уфуягува (Ufuyaguwa); он же – Арагаки Оу (Aragaki Ou, Оу – «Старец»); еще одно прозвище Маая (Maaya) – Кот, 1840-1918/1920) который был специалистом стиля Лохань-Цюань (япон. – Ракан-Кен, стиль Архата) в Кумемура (Kumemura) около города Наха (поселение «36 китайских семей») - ката: Сантин, Нисейси, Сотин, Унсю (2 варианта), Сейсан, Сихохай, Тинто, Ананко, Сансеру, Супаринпей; ката-Кобу-Дзюцу: Арагаки-но-Кун, Арагаки-но-Сай и Сесоку-но-Кун («шест» по-китайски – «кун», по-японски – «кон».).

* Мастер Тёфу Кийян (Chofu Kyan; он же - Кийятаке (Kiyatake), 1835-1889) – ката: Кийятаке-но-Тинто, Сансеру, Вансю, Ананко, Кийятаке-но-Кусанку.

* Мастер Канрё (окинав. – Тоонно, китай. – Син-Дзэнъен) Хига(си)онна (Kanryo (Toonno) Higa(shi)onna, 1853-1915) – ката: Курурунфа, Найханти, Сантин, Хигасионна-но-Сейсан, Сотин, Сисотин, Саентин, Сансеру, Сепай, Супаринпей, Сайфа.

* Мастер Адзато - ката: Ванкан, Сотин, Мейкё, Найханти, Пассай, Нисейси, Сейсан, Годзюсихо.



Обсудить публикацию на Форуме

на предыдущую дальше

 

© 2004 - 2005 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.