Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  

Клуб "Московский Будокан"

История Школы

Шотокан каратэ-до

Дружественные организации

Публикации

Другое интересное

Ссылки


Валерий Чистяков

Ката в Шотокан каратэ-до

Реферат к экзамену на II дан, черный пояс
Москва, 2010


Содержание:

Введение.

kataВ процессе развития восточных боевых искусств в целом ряде из них возникло уникальное явление – комплексы форм, применяемые в обучении и практике боевого искусства. Эти формы получали разные названия – ката, пумсэ, тао и другие. (Сам японский иероглиф - переводится как земляная форма для отливки металлических и керамических изделий.) Эти комплексы стали традиционным, повсеместно применяемым методом подготовки учеников и предметом упорной работы мастеров, обязательной частью многих показательных выступлений.

Тем не менее, происхождение и развитие данных комплексов, их роль и смысл, необходимость их практики и подход к их отработке и применению по-прежнему продолжают вызывать много споров среди занимающихся различными видами боевых искусств и спортивными единоборствами. Единого мнения по данным вопросам зачастую не находится даже у мастеров, не говоря уже об учениках разного уровня. Кроме того, большой плюрализм мнений можно встретить в СМИ и сети Интернет, в которых стремление к предоставлению каждому человеку права на личное мнение в данном вопросе, к сожалению, не всегда способствует приближению к истине. Поскольку данные средства информации зачастую становятся трибуной не только для людей, обладающих достаточной информацией, компетенцией и опытом, но и для большого количества шарлатанов, недоучек, а также просто людей искренне заблуждающихся.

В данной работе мы постараемся разобрать ряд основных аспектов изучения и практики таких комплексов на основе ката каратэ стиля Шотокан. Ката данного вида боевого искусства предоставляют богатый материал для изучения в силу того, что в Шотокан ката достаточно многочисленны и разнообразны, достигли высокой степени развития, и практикуются достаточно большим количеством людей, что позволяет отслеживать их влияние на практикующих разного уровня, возраста и физических кондиций.

1. Технический и методический аспект практики ката

Техническая часть практики ката является, пожалуй, наиболее подробно описанной и понимаемой даже занимающимися сравнительно короткий промежуток времени. Это обусловлено тем, что именно рассмотрение ката как совокупности техник каратэ является наиболее очевидным подходом, и именно с этой точки зрения приходят к ката начинающие каратэки. Несмотря на то, что подход, когда каратэка видит в ката лишь «расширенный кихон» и не выделяет прочих аспектов практики, является весьма ограниченным, все же на начальном и среднем этапе обучения именно технический аспект является наиболее важным.

На этой стадии техника обретает свою первоначальную форму, которую еще предстоит отточить и наполнить содержанием, однако без этого необходимого этапа построение настоящего мастерства невозможно. Недаром в прошлом освоению каждой ката отводилось очень продолжительное время, и ускорение процесса обучения считалось весьма вредным и недопустимым.

С технической точки зрения, для начинающего ката являются наиболее сложной частью обучения, поскольку, по сравнению с кихон, в ката приходится одновременно отслеживать гораздо большее количество параметров. Здесь и освоение последовательности движений, и правильность каждого конкретного движения, и более сложные передвижения и развороты, и дыхание, и попытка подключить скорость и силу в ключевых моментах, а ошибки в одном техническом действии незамедлительно отражаются в следующем.

При этом для начинающих, как правило, неочевидна ценность ката в структуре их тренировки. Кихон в одиночных движениях и связках, физическая подготовка, начальные элементы работы в парах имеют, казалось бы, более явное отношение к бою, чем разучивание «танцев» с невидимым противником. Эту точку зрения многие современные единоборства принимают на вооружение и выбрасывают ката из своих программ. Однако стоит взглянуть на спарринги таких начинающих, становится очевидно, почему ускорение обучения может быть более вредным, чем его замедление. Кумитэ задействует столь же большое количество параметров, как и ката, а в отсутствие устойчивых технических навыков начинающие не могут одновременно следить за противником и собственными действиями. В результате быстро «смазывается», казалось бы, уже немного освоенная техника, движения приобретают инстинктивный и нерациональный характер, быстро сбивается дыхание, высока вероятность травм обоих партнеров.

В этом смысле именно ката, а не кумитэ, становится первым приближением занимающегося к реальному бою, обучая его первым вариантам комбинаций ударов и блоков, развивая начатое в кихон обучение технике, предоставляя хотя и ограниченную, но уже возможность импровизации. Необходимость сохранять рисунок ката в рамках заданного эмбуссен заставляет двигаться более осмыслено и целенаправлено, начинать движение и останавливаться там, где это потребуется, т.е. приводит стойки и передвижения к оптимуму. Повторение базовой техники в различных вариантах закрепляет первичные технические навыки и начинает формировать вариативность техники в дальнейшем необходимую при переходе к кумитэ.

Описанные эффекты практики формальных комплексов привели к интересному феномену: хотя целый ряд стилей и направлений боевых и спортивных единоборств отказывался от практики формальных комплексов, достаточно многие, напротив, к ним приходили. Так, в армейском рукопашном бое некоторые специалисты самостоятельно разрабатывали комплексы без оружия и с оружием и по сей день демонстрируют их на показательных выступлениях. При всей сомнительной необходимости «изобретения велосипеда» в виде новодельных комплексов взамен старых и проверенных, на самом деле, формализация технических элементов в виде различных комплексов в любом случае достаточно удобна для массового обучения, которое необходимо, в том числе для военнослужащих. Такие комплексы после первичного освоения занимающиеся могут осваивать достаточно долго, поодиночке и группами, что дает им хороший инструмент для совершенствования как техники, так и физической формы, даже в отсутствие наставника, партнеров и особых условий для занятий. Кроме того такая практика формирует привычку к используемому в процессе оружию и известную свободу в обращении с ним. Для мастера, особенно не имеющего возможности регулярно практиковать с партнерами, такие комплексы также становились важным средством поддержания достигнутого уровня.

Существуют сведения о том, что и в прошлом такие комплексы применялись в обучении военному делу в различных странах. Тем более что применение оружия и недостаточное развитие защитной экипировки затрудняло широкое применение учебных свободных боев. Так, в японском кендо защитное снаряжение распространилось лишь к середине XIX века.

Методики обучения технической части ката достаточно разнообразны. В некоторых школах в течение достаточно долгого времени практикуется только кихон и физическая подготовка, и только затем переходят к ката. Такой подход подходит для однородных групп, в которых занимаются люди примерно одного уровня. В других школах первые несложные ката вплетаются в процесс обучения уже с первых занятий, сопровождая обучение все новым техническим действиям. Это позволяет во время выполнения несложных ката объединять начинающих с продвинутыми и старшими учениками, в ходе чего начинающим приходится тянуться за ними, будучи поставленными в условия более высокого темпа и жесткости партнеров. Кроме того при отработке в парах элементов ката старшие ученики даже без постановки такой задачи становятся в определенном смысле персональными инструкторами для начинающих. Ведь они неминуемо словом и делом выявляют и поправляют ошибки, а также представляют собой образец более правильного выполнения техники, которую пытаются копировать начинающие (хотя, случается, что и вместе с ошибками старших).

Конкретных методических приемов достаточно много, перечислим здесь лишь некоторые наиболее распространенные из них:

  1. Метод кумулятивного повторения для разучивания общей последовательности ката (изучение частями с выходом нарастающим итогом на всю последовательность движений).
  2. Изучение в отдельности ключевых и наиболее сложных приемов и комбинаций в т.ч. с разбором их бункай с последующим увязыванием в общую структуру ката.
  3. Исполнение ката в различном темпе, с разной степенью концентрации и напряжения, а также с выполнением различных заданий при исполнении.
  4. Групповое одновременное исполнение ката. Позволяет младшим ученикам приспосабливаться к темпу и ритму старших, приучает чувствовать партнеров, развивает периферическое зрение.
  5. Групповое неодновременное исполнение ката позволяет, напротив, найти свой темп и дыхание и привыкнуть не сбиваться, несмотря на отвлекающие действия окружающих.
  6. Изучение вариаций ключевых приемов в ката, применение их по заданию в обусловленных и свободных спаррингах, на снарядах. Позволяет почувствовать технику в действии, как правило, выявляет те пункты, которые были недостаточно поняты и отработаны, поднимает новые вопросы и уточнения.

2. ОФП и СФП в практике ката.

Ограничение практики лишь техническим аспектом неизбежно приводит к ограниченности восприятия как ката в частности, так и боевого искусства в целом. В конечном счете, такой ограниченный подход приводит к потере внутреннего содержания и смысла практики ката. Поэтому описав этап освоения формы ката, мы перейдем к наполнению ее содержанием.

При повышении степени концентрации в движениях, росте скорости и силы исполнения, выполнении большого количества разных ката либо одной ката много раз подряд остро встают недостатки подготовленности занимающегося. Недостаток ОФП быстро сказывается в прерывистом дыхании, быстрой потере силы, скорости и точности движений, падении темпа, чрезмерном сердцебиении и потоотделении. Чрезмерная усталость приводит к тому, что человек начинает совершать мелкие, а затем и грубые ошибки. Недостаток СФП сказывается в технике специфических для каратэ движений, точности, скорости и силе приемов, недостаточном или избыточном напряжении, потере скорости перехода от расслабления к напряжению (т. наз. «взрыва»).

Таким образом, для выполнения ката на должном уровне необходим достаточно высокий уровень общей и специальной физической подготовки. Однако интересно то, что ката такие вопросы не только ставит, но и решает. Создавая немалую нагрузку на опорно-двигательный аппарат и различные системы организма, практика ката в то же время способствует их укреплению и функциональному развитию. Тем не менее, существенную пользу занимающимся могут оказать различные методы повышения ОФП и СФП, особенно будучи подобранными для его личных слабых мест. Некоторые из них приведем ниже.

  1. Циклические виды спорта для повышения общей физической подготовки путем укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем и мышц ног (бег, ходьба, лыжи, велосипед, плавание, коньки, гребля, занятия на кардиотренажерах и т.д.).
  2. Базовые силовые упражнения: тренировка ног для крепкой и уверенной стойки и передвижений, пресса и спины для генерации мощных приемов, дыхания, рук для четкой, скоростной и сильной работы. Необходимо, впрочем, избегать изолирующих упражнений и чрезмерно больших весов приводящих к забитости мышц и наращиванию избыточной мышечной массы.
  3. Выполнение преимущественно силовых ката таких как Хангетсу, Дзитте, Сочин, Тэкки в том числе с обычными и утяжеленными бо и дзе, легкими и средними гантелями, легкими гирями, японскими гирями чиси, ленточными эспандерами (в данном варианте работа с отягощениями и эспандерами носит медленный или среднебыстрый и мощный характер), через сопротивление партнера для развития силы.
  4. Выполнение преимущественно скоростных ката таких как Канку, Эмпи, Ганкаку, Унсу в том числе с легкими гантелями и ленточными эспандерами (в данном варианте работа с отягощениями и эспандерами носит быстрый и взрывной характер, при работе с отягощениями в таком режиме важно соблюдать осторожность во избежание перегрузки и травм связок и суставов) для развития скорости и ликвидации напряжений в начале движения.
  5. Работа и стояние в заниженных стойках для развития статической силы ног, формирования уверенной боевой стойки.
  6. Упражнения на «толкание стены» (с любыми статическими объектами либо сопротивляющимся партнером) для формирования правильного напряжения в конце каждого движения ката.
  7. Отработка отдельных движений ката на снарядах в скоростном, силовом и скоростно-силовом режиме, в том числе с применением небольших отягощений и эспандеров. Применение данного упражнения в сериях с высоким темпом и коротким отдыхом между сериями, желательно с использованием секундомера или пульсомера, также хорошо развивает скоростную и силовую выносливость.
  8. Непрерывное выполнение нескольких ката либо ключевых связок определенной ката подряд для развития специальной выносливости.

3. Дыхание в ката. Концентрация в ката.

Этот раздел по важности, вероятно, следовало бы поставить первым, однако это нарушило бы логику изложения. Кроме того, как правило, именно в этом порядке смещаются акценты в изучении ката по мере роста мастерства учеников. Освоив форму движений и придав этим движениям определенную силу и скорость, занимающийся упирается в проблему дыхания, поскольку при интенсивной практике ката затрачивает достаточно много сил (а значит, кислорода) и начинает уставать. Причем чем прилежнее и мощнее старается ученик работать, тем, как правило, быстрее он с этой проблемой сталкивается и тем глубже в нее зарывается.

Ключ к истинному решению проблемы дыхания лежит не в направлении пути наименьшего сопротивления, т.е. снижении интенсивности исполнения, но в более четком изучении ритма движений, что позволяет получать отдых и регулировать дыхание между движениями. Второй важной областью работы становится чередование фаз напряжения и расслабления. Известно, что длительность напряжения у мастера гораздо ниже, чем у ученика, а интенсивность напряжения наоборот выше. Таким образом, при сравнимых затратах энергии, мастер работает мощнее и с более взрывным характером, при этом больше времени отдыхает между движениями и меньше устает. Важно уметь быстро сбрасывать напряжение после кимэ, что разгружает напряженный при выдохе брюшной пресс и позволяет быстро вдохнуть необходимую порцию воздуха в наиболее объемные нижние доли легких. Получается, что развитие мышц пресса и способность к их мощному напряжению в момент удара, развитое в первые годы занятий, на данном этапе представляет временное препятствие для дальнейшего продвижения, что и преодолевается развитием способности к быстрому расслаблению. Попутно растет способность ученика отдыхать и в кихон, и в кумитэ, при этом работать более продолжительно, резко и опасно для противника. Таким образом, практика ката вновь ставит вопросы перед занимающимся, но она же и предоставляет средства к их решению.

Некоторые методы улучшения дыхания в ката приведены ниже:

  1. Освоение нижнего, среднего и верхнего типов дыхания, их интеграция в полное дыхание, а также практика специализированных дыхательных упражнений, таких как ибуки и ногарэ.
  2. Медленное выполнение ката с концентрацией на дыхании
  3. Выполнение ката в разном режиме дыхания (чаще или реже чем обычно, всю ката на одном вдохе, всю ката без дыхания, выделяя по вдоху на каждый крупный смысловой кусок, либо, наоборот, на каждое мелкое движение с дополнительной концентрацией).
  4. Последовательное выполнение многих ката либо одной ката большое количество раз заставляет оптимизировать дыхание, фазы расслабления и напряжения.
  5. Акцент практики на «дыхательных» ката такие как Санчин, Тэнсё и Хангетсу (первые два не являются ката стиля Шотокан).
  6. Акцент на работу пресса во всех приемах и технических элементах. Осознанное управление брюшным прессом дает возможность совершать своевременные глубокие вдохи и концентрированные выдохи, управляя диафрагмой.
  7. Выполнение приемов, связок и ката в воде и под водой.

Дыхание неразрывно связано с концентрацией. С первых движений ученик привыкает усиливать кимэ выдохом, учится дышать правильно и ритмично, осваивает различные формы дыхания. Уже в самом этом процессе проявляется несвойственная большинству людей в обычной жизни концентрация, своеобразная медитация с фокусом на дыхании. Выдох надолго становится синонимом концентрации сил для занимающихся. И лишь на уровне совершенствования мастерства ученики получают возможность импровизировать с уже освоенным дыханием, варьируя его согласно личным предпочтениям и ситуации в ката и кумитэ.

Такая привычка собирать и удерживать внимание, управлять им, при практике ката все больше помогает овладевать своим телом, строит культуру движений, увеличивает интенсивность работы, что прямо влияет на рост уровня занимающегося. В ката фокус внимания по заданию учителя смещается то на один, то на другой параметр, а в свободном исполнении ката, в зоне внимания удерживается сразу множество параметров.

Важность концентрации в каратэ в свою очередь трудно переоценить. Изначально обозначив «иккэн хиссацу» как свой основной принцип, каратэ как никакое другое боевое искусство демонстрирует важность полной концентрации сил в решающий момент схватки, что позволяет нанести решительный сокрушающий удар. Особенно ярко это проявляется в тэмэшивари, когда малейшая потеря концентрации чревата не только неспособностью разбить предмет, но и серьезной травмой для занимающегося. Однако внимательный человек отметит, что и в тактике каратэка много моментов когда нерешительность в исполнении и недостаточная концентрация лишают технику эффективности. Достаточно упомянуть силовые подсечки, жесткие блоки, амплитудные удары ног, при которых с потерей силы и скорости каратэка легко становится жертвой ответных действий. И, наверное, наиболее яркая демонстрация этого принципа – техника опережения, когда боец идет ва-банк, на грани сутоми (самопожертвования), рассчитывая только на свою скорость, силу и чувство момента. Именно высочайшая степень концентрации отточенной техники помогала безоружным каратистам прошлого одерживать верх над вооруженным противником, используя единственный и чаще всего последний шанс нанести удар в уязвимую точку.

Нелишне будет упомянуть, что отточенная в практике каратэ способность к концентрации часто помогает каратистам в самых разных сферах жизни и за пределами додзё.

Заключение. Ката как инструмент целостной подготовки к бою.

Несмотря на неутихающие споры вокруг целесообразности применения ката для подготовки людей к реальному бою, в традиционном каратэ ката всегда отводится важное место. Как было показано выше, причиной тому сложит тот факт, что ката является эффективным инструментом тренировки, развивающим обширный комплекс качеств и умений, необходимых бойцу. Разумеется, на каждое отдельное физическое качество можно подобрать свои методики и упражнения и получить соответствующий результат и без ката, однако ни одна отдельная методика не обладает такой многоплановостью, не дает столь интегральной подготовки. Кроме того, далеко не каждый спортивный тренер знает или может отыскать и выбрать правильный набор методов для каждого воспитанника, а в отсутствие квалифицированного наставника ученики уже не могут заниматься самоподготовкой. Уникальность ката же в свою очередь состоит в том, что она в известной мере обучает сама. Если ученик знает правильную последовательность движений, основные идеи определенной ката и владеет правильным подходом к практике ката, он может достаточно успешно практиковать самостоятельно даже в отсутствие учителя. Разумеется, контроль и своевременное исправление ошибок наставником существенно ускоряет обучение, однако и самостоятельная практика дает хорошие результаты, пусть даже в ряде случаев ученику приходится при этом «изобретать велосипед».

Мы уже рассмотрели, что ката строит у занимающихся правильную технику, дыхание и физические кондиции, ставящие продвинутого ученика заведомо на уровень выше неопытного бойца. Однако в самом общем смысле значение ката для боя проявляется в построения у учеников культуры движения, почти метафизического чувства своего тела, составляющего в дальнейшем базу для свободной импровизации. А для мастера эта импровизация выходит уже на уровень творчества, причем в отличие от недоучки, эта база позволяет мастеру творить не только красиво, но и эффективно. Из ката приходят многие комбинации и тактические идеи для кумитэ, которые при условии дальнейшей обкатки в учебных боях становятся действенным оружием каратэка. Одной из фраз моего Учителя о ката, которая мне особенно запомнилась (и впоследствии оправдалась) гласила: «Ката однажды сработает у тебя самостоятельно. Ты не сразу это заметишь, но это произойдет». Пожалуй, момент, когда это произошло, стал началом моего пути к пониманию ката.

В вышеупомянутом «изобретении велосипеда» скрывается еще одна интересная особенность ката. По мере практики (при условии, что она прилежна и качественна) сами ставятся некоторые вопросы, становящиеся интересным предметом для консультации с наставником либо с мастером на семинаре. При этом некоторые вопросы сами снимаются, т.к. тело «само» находит ответ. На каждом этапе подготовки ката раскрывает себя по-новому, а совершенство в нем достигается как в большом (темп, правильный уровень мощности и динамики, дзаншин при исполнении), так и в малом (возвращение на место, совершенство отдельных движений и даже малых компонентов этих движений). Вероятно, это является одной из причин, почему при так называемом «японском» методе обучения ученик не должен задавать много вопросов учителю (а иногда и вовсе не может их задавать), т.к. предполагается, что при прилежной практике вопросы отпадут сами. Возможно, это также является наследием тех времен, когда неграмотный мастер, тихо живущий в окинавской деревне, просто не мог передать все свое знание другим людям, кроме немногочисленных учеников, т.к. записать его он не мог, а полностью принять это знание мог лишь ученик, прошедший достаточно долгий путь, чтобы быть готовым к нему. Таким образом, ката являются также и интересным историческим феноменом, своеобразной двигательной тайнописью, прочесть которую дано не всем…

Достоинством «японского» метода, разумеется, является то, что те, кто добирается до истины развивают свое упорство и умение самостоятельно изучать ката, кроме того ученику открывается лишь то, к чему он уже морально и физически готов. Однако есть и недостаток: ученики бесконечно открывают давно открытое до них, и не каждый из них сможет (или успеет за свою жизнь) на основе открытого создать что-то действительно новое.

Триединство базовых элементов каратэ – ката, кихон и кумитэ – в процессе целостной подготовки раскрывается достаточно явно: тренируя один элемент, мы также тренируем и другие, и потеря любого из этих элементов приводит к потере правильного Пути.

Литература:

  • Накаяма Масатоши. Лучшее каратэ. В 11-ти т. – М.: Ладомир, АСТ, 1998.
  • Ояма Масутацу. Это Каратэ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
  • Хаберзетцер Ролан. Каратэ-до. От азов до черного пояса. – Тирасполь: ЧП «Модус», 1996.
  • Материалы форумов www.mosbudokan.ru и www.budo-forums.ru

Форум сайта

© 2011 Михаил Степин, Елена Степина
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.